История службы судебных приставов

История развития института судебных приставов в России

 

Дореформенный период: X в. - 1864 г.

 

Институт принудительного исполнения в России развивался на протяжении длительного исторического периода. В договоре Олега с греками 911 г., впервые было установлено, что «с виновного должно взыскать иск вполне, если же он не может заплатить все, то должен отдать все, что имеет, и присягнуть в том, что нет никого, кто бы мог ему помочь в уплате». Согласно первому кодифицированному источнику права Древней Руси - Русской Правде, исполнением занимались отроки, мечники и детские. Они вызывали на суд ответчика и свидетелей и производили взыскания по определению суда, давали на поруки.

В 1261 г. на Руси появился первый законодательно урегулированный способ исполнения судебных решений - «отдача головою», предусматривавший лишение несостоятельного должника и членов его семьи (жены, детей) свободы и продажу их в рабство с торгов. Позже «вечное рабство» было заменено временной работой, при которой должник либо сам отрабатывал долг, либо его могли выкупить другие лица.

Для России судебный пристав - фигура исторически традиционная. Упоминание пристава встречается уже в XIII столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Пристав выступал признаком самостоятельности и независимости судей друг от друга, князья старались оберегать свои уделы от въезда пристава. Каждый князь, монастырь, патриархи, митрополиты, архиепископы, общины имели своих приставов, которые несли ответственность перед ними, ездили в подсудные им области.

Понятие «пристав» в Древней Руси употреблялось в различных значениях. Так, в Новгородской судной грамоте на суде посадника приставами именовались люди, мирившие тяжущихся. В Московском княжестве приставами называли людей преимущественно из знатных фамилий, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например сопровождение иностранных послов. Пристав был неотъемлемой принадлежностью каждого судьи, признаком его самостоятельности и независимости от всякого другого судьи. Князья, охраняя независимость своего суда, старались каждый оберегать свои уделы от въезда в него пристава другого князя.

Приставы упоминаются в документальных актах период феодальной раздробленности - Новгородской и Псковской судных грамотах XV в. Они осуществляли свои полномочия под руководством князей, городского вече. Причем их полномочия включали элементы судебной и следственной деятельности, например такие, как досудебное исследование обстоятельств совершения преступления, собирание доказательств, обеспечения надлежащего порядка при рассмотрении дела в суде, контроль за своевременной уплатой судебных пошлин, розыск и принудительный привод ответчика и др. Уклонение от выполнения требований судебного пристава влекло для нарушителя соответствующую меру ответственности.

Слово «пристав» означало до XV в. не столько название должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, выражавшейся преимущественно в отдаче на поруки служилым людям. Поруки служили обес­печению прав и интересов постороннего человека, жалующегося на живущего в области судью (князя, митрополита). Вследствие подачи челобитной приставу давалась приставная память, которая содержала повеление от­дать на поруки ответчика или обвиняемого. Приставная память подписывалась дьяком, в ней была означена сумма иска. В Грамотах приставов на­зывают дворянами, позовниками, подвойскими, ходоками, ездоками, неделыщиками.

К концу XV в., в период усиления и централизации государства, стало обычаем давать монастырям или общинам особых приставов. Их назначение было вызвано излишним вмешательством служилых людей в дела общины и их притеснением.

В XV - XVI вв. институт приставов, которых называли неделыщиками, получил лучшую организацию. В соответствии с первым Судебником неделыщики - получастные лица, которые ездили и давали на поруки сами или посылали родственников и своих людей - посторонних им запрещалось - понедельно. Согласно второму Судебнику они имели право посылать с приставными грамотами только так называемых ездоков или заговорщиков - людей, с которыми они заключили условие совместно и под своим надзором и руководством исполнять обязанности приставов. За неделыщика при вступлении в должность ручались несколько лиц. В случае нарушения неделыщиком своих обязательств поручители подвергались пени, взысканию исков, пошлин и т.п.

В Судебниках 1497 и 1550 гг. выделяется новый институт - отдача за пристава, или сиденье за приставом, которое состояло в полном лишении свободы, т.е. обвиняемые находились под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числились. Сидели они либо во дворе или доме неделыщика, либо в помещении суда.

Указом от 20 октября 1653 г. такая практика была практически прекращена. Причина состояла в том, что многие из обвиняемых должны были платить судебному приставу за прокорм и пожелезное (пошлину за оковы и колодки), однако до полной уплаты за прокорм и пожелезное даже в случае освобождения приставы не отпускали их от себя. При нахождении в тюрьме не требовалось оплаты пожелезного, а кормили посредством милостыни, которую собирали под присмотром надзирателя в самых людных местах города. Тем же Указом желающим было предоставлено право выбирать отдачу за пристава, а не идти в тюрьму, если они возьмут на себя издержки своего содержания.

В Указе 1658 г. упоминается также о хоженом и поверстных посылах -когда пристав участвовал во взятии и приводе обвиняемого. Пристав обязан был представить поручную запись суда не позднее чем на третий день после ее совершения. Пристав отвечал за «упуск» обвиняемого, которого ему поручали содержать во время следствия или суда. В этом случае его самого отдавали на поруки с условием, что он отыщет сбежавшего. Если поймать обвиняемого не удавалось, то исковые требования, предъявляемые обвиняемому, взыскивались с пристава и его поручителей. За умышленный отпуск пристав мог быть наказан кнутом и заключением в тюрьму. Если ответчик укрывался от пристава, то пристав обязан был стеречь его у двора, пока не поймает ответчика. В случае оказания сопротивления приставу приходили на помощь стрельцы, пушкари. С 1 марта 1658 г. вместо сбора с колодочников приставы стали получать государственное жалованье из Судного приказа.

Указами 1697 - 1700 гг. Петра I режим содержания подсудимых был ужесточен: стали практиковаться взятие в суд без объяснения, немедленный допрос без предоставления возможности приготовиться к ответу, канцелярская тайна лишила ответчика информации.  Были отменены:  приставная память, в которой излагалась сущность жалобы истца и которая служила повесткой ответчику; отдача на поруки ответчика с назначенным сроком первой явки в суд; ответственность поручителей; институт приставов, которые действовали по строго определенным правилам и несли за свои действия ответственность.

Приставов и подвойских судных грамот Судебника 1550 г. постепенно вытеснила общая полиция.

12 декабря 1717 г. Указом Петра I № 255 была образована Юстиц-коллегия, которая в утвержденном в декабре 1718 г. «Реестре коллегий» занимала почетное третье место после коллегий Иностранных дел и Казенных сборов. В составе Юстиц-коллегии был образован Урядный приказ, осуществлявший исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц. В 1738 г. Урядный приказ был преобразован в Урядный департамент и передан в непосредственное подчинение Правительствующему Сенату.

В XVIII в. исполнение судебных актов перешло в ведение общей полиции. В 1782 г. Екатерина II своим Указом отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 г. урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, отошедших затем к Министерству полиции, и становых приставов (охранников), переданных Министерству юстиции после его образования в 1802 г.

В первой половине XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России, одной из которых стала родившаяся в Министерстве юстиции судебная реформа 1862 - 1864 гг., ставшая самой прогрессивной среди реформ того времени.

 

Постреформенный период: 1864 - 1917 гг.

 

Служебной реформе 1864 г. предшествовал значительный подготовительный период.

В 1857 г. председатель Государственного совета А.Ф. Орлов выступил с предложением пересмотреть всю систему судопроизводства. Результатом стало представление в Государственный совет Д.Н. Блудовым 12 ноября 1859 г. проекта «Положения о судопроизводстве». Согласно представленным Д.Н. Блудовым проектам предлагалось создать институт приставов исполнительных для производства взысканий и поддержания порядка в зале судебного разбирательства.

20 ноября 1864 г. судебные уставы - «Учреждения о судебных установлениях», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» - были утверждены. Уставы в модернизированном виде воссоздали институт судебных приставов, который существовал на Руси до XVIII в. и ограниченно - в первой половине XIX в. Вступили они в действие в 1865 г., в следствие чего, ноябрь 1865 г. можно считать началом организации и становления института судебных приставов (судебной полиции) в России.

При проведении реформы был использован в основном опыт Франции, Италии. Институт судебных приставов в России стал удачным синтезом зарубежных институтов и отечественного опыта, просуществовавшим практически без изменений вплоть до 1917 г.

Государственная служба судебных приставов считалась престижной и высокооплачиваемой. Согласно Судебным уставам 1864 г. судебный пристав - это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском и кассационных департаментах сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судов и при мировых судьях. Судебные приставы при окружных судах исполняли судебные решения, а судебные приставы при мировых съездах осуществляли хранение наследств, передачу и отсылку по принадлежности денег и других ценностей.

Дореволюционное законодательство закрепило судебных приставов за судебным ведомством. Место жительства судебных приставов назначали председатели судов, в кассационных палатах департамента Сената - обер-прокурор.

Суд осуществлял проверку законности действий судебного пристава.

Действия пристава обжаловались председателю суда, при котором состоял судебный пристав, а при кассационных департаментах - обер-прокурорам.

В качестве дополнительной гарантии добросовестной работы приставов законодательство предусматривало возможность создания органа самоуправления судебных приставов - товарищества с круговой порукой, которое могло быть создано только там, где действовал Совет судебных приставов.

Создание корпораций судебных приставов должно было способствовать укреплению организационной самостоятельности и контроля. В конечном итоге это должно было привести к сокращению сроков исполнительного производства и повышению его качества, так как суду в отличии от Совета или товарищества профессиональных судебных приставов требовалось дополнительное время для выяснения всех обстоятельств дела и принятия решения.

Органы самоуправления судебных приставов не получили распространения. Совет был создан только при Петербургском съезде мировых судей. Товарищества не были созданы нигде. Этому способствовали:

  1. значительные территории судебных округов препятствовали проведению общих собраний;
  2. крупные растраты, нежелание нести ответственность за ошибки других;
  3. двойной контроль (со стороны суда и органа самоуправления).

В тоже время, несмотря на отсутствие органов самоуправления, судебные приставы были относительно самостоятельны, так как суды строили отношения с приставами, используя принцип пустого формализма.

В дореволюционной России институт судебных приставов не имел единой централизованной системы.

Ревизия судов 1895 г. показала, что из 1407 судебных приставов 1097 (78%) имели домашнее или низшее образование. Остальные 310 окончили среднее (283) или высшее (27) учебные заведения.

Такой состав судебных приставов являлся причиной главных недостатков исполнительного производства того времени.

В целях надлежащего исполнения своих обязанностей, повышения ответственности в их действиях использовались залог и присяга.

Залог - компенсация убытков из залога производилась только после специального разрешения судебной палаты. Пристав до пополнения или предоставления нового залога отстранялся от должности.

Принятие присяги подчеркивало важность и специальный характер деятельности судебного пристава.

Квалификационные требования также влияли на уровень ответственности судебных приставов. Они допускались к работе после соответствующей проверки и выполнения следующих условий:

  1. успешного прохождения испытательного срока (1 год);
  2. внесение определенной суммы залога на случай возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями судебного пристава;
  3. получение судебного места в соответствующе суде и принятия присяги на должность.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд следующих квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами:

  1. лица, нее достигшие 21 года;
  2. иностранцы;
  3. лица, объявленные несостоятельными должниками;
  4. состоящие на государственной или общественной службе;
  5. подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния;
  6. священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
  7. лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, или не оправданные судом по обвинению в таких преступлениях;
  8. исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  9. лица, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам.

Исполнительны лист выдавался судом,  вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов.

В подобном статусе институт судебных приставов просуществовал до 1917 г. Его практически не затронули контрреформы Александра III, и он стал прообразом восстановленного в 1997 г. института судебных приставов Минюста России.

 

Советский период: 1917- 1991 гг.

 

Декретом Совета Народных Комиссаров о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. институт судебных приставов был фактически упразднен. Сначала порядок в судебных органах обеспечивался Красной армией, затем - местной милицией, приводившей в исполнение приговоры ссуда. Решения судов по гражданским делам осуществляли судебные исполнители, пришедшие на смену судебным приставам.

В 20-е гг., в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Они назначались на должность по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов и другие акты. За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы.

Судебные исполнители находились под организационным началом председателей судов. Организационно-методическое обеспечение деятельности судов осуществляли территориальные органы юстиции.

Исполнительное производство носило государственный характер. Судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом председателей соответствующих судов, в непосредственном подчинении которых находились.

Состоявшие при суде судебные исполнители полностью подчинялись его представителю или, по его распоряжению, отдельным судьям. Поэтому процессуальные решения в процессе реализации исполнительных документов принимались судьей или самими судебными исполнителями, поскольку значительная часть судей не знала или не желала заниматься исполнительным производством. В связи с этим реально исполнялось не более 30% судебных решений, а значительное количество не исполнялось вовсе либо затягивалось на неопределенный срок.

И только начавшиеся в начале 90-х гг. XIX в. экономические и политические преобразования в России привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения и отдаления ее от судов, что было воспринято положительно.

 

Постсоветский период: 1991 - 1997 гг.

 

24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в России, которая в соответствии с конституционным принципом разделения властей положила начало становлению независимой судебной власти, обоснованно отметила необходимость улучшения ситуации с исполнением судебных решений. Существенной частью проводимой реформы стало отнесение исполнения юрисдикционных актов к полномочиям исполнительных органов.

Впервые термин «судебный пристав» появился вновь в современном законодательстве после принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». На судебных приставов возлагалась обязанность поддержания порядка в заседании Конституционного Суда.

На объединенном пленуме Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 1995 г. было принято постановление о внесении в Госдуму РФ законопроектов, разработанных названными судами совместно с Министерством юстиции РФ. ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» от 6 ноября 1997 г. стали основой пересмотра ранее существующей практики, освобождения судов от выполнения несвойственных им функций в сфере исполнения судебных решений.

Появление Службы судебных приставов как органа принудительного исполнения актов судебных и иных органов позволило реализовать идею о создании отдельного от судебной власти органа. Таким образом, Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» была возрождена традиционная для России структура, когда Служба судебных приставов является составной частью Минюста России.

В настоящее время Федеральная служба судебных приставов наряду с Федеральной службой исполнения наказаний имеет наибольшее социальное значение среди других структур Минюста России. ФССП осуществляет функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, организаций. При этом принудительное исполнение судебных решений и актов уполномоченных органов составляет самое широкое и значимое поле деятельности службы судебных приставов Минюста России. В 2004 служба судебных приставов признана федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».

Время создания/изменения документа: 30 июля 2016 19:38 / 02 марта 2017 15:58

Версия для печати